Разумная заботливость, как правовая категория ответственности морского перевозчика

Важнейшими обязанностями перевозчика по договору морской перевозки груза является проявление разумной заботливости по приведению судна в мореходное состояние, а также должной заботливости о грузе на всех этапах перевозки.


Следует обратить внимание на тот факт, что действующее законодательство в сфере регулирования международных морских перевозок содержит достаточное большое количество оценочных понятий. Особенности оценочных понятий обусловливают специфику процесса их реализации. Поскольку вопросы ответственности морского перевозчика являются наиболее частым предметом судебных споров в сфере морского права, правильность толкования и правоприменения категории «разумной заботливости» переоценить невозможно.


Степень научного исследования данного вопроса незначительна. В рамках цивильной науки, многие авторы уделяли внимание исследованию проблем правоприменения оценочных понятий гражданского права, однако в морском праве данная проблема обсуждается косвенно и незначительно.


Сложность правоприменения категории «разумной заботливости» обусловлена рядом обстоятельств.

«Субъекты правоприменения обращаются к собственному пониманию обстоятельства, при этом они имеют достаточно широкий спектр возможностей своего усмотрения». Такая нестабильность характерна большинству оценочных понятий в теории цивилистики.


Разумная заботливость морского перевозчика

«Разумная заботливость» оценочная категория, которая относится к деятельности и действиям, их причинам и результатам. «Разумность» одно из ключевых оценочных понятий в гражданском праве. Следует исходить из позиции М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, которые группируя оценочные понятия, наиболее значимым, «первым понятийным гнездом» назвали понятие «разумный» Т.В. Кашина отмечала, что толкование оценочных понятий органически связано с оценкой и имеет большое значение для толкования именно судебная практика. Можно сделать вывод, что применителю приходиться делать выбор из ряда вариантов, при этом определение критериев такого выбора зависит в основном от самого субъекта правоприменения.


Легальное определение «разумности» отсутствует, а в научной литературе данное понятие упоминается, как правило, в рамках рассмотрения проблем судейского усмотрения. По мнению Ю.В. Винченко, понятие «разумность» относится к количественным оценочным понятиям, поскольку подразумевает степень соответствия признаков действий ценностной ориентации законодателя. Таким образом, «разумность» выступает в качестве признака, свойства действия, а самостоятельного значения не имеет.


Некоторые условия ответственности морского перевозчика, тесно связанные с критерием «разумности».

Перевозчик несет обязанность по приведению судна в мореходное состояние. При этом Брюссельская конвенция использует категорию «разумной заботливости» (п. 1 ст. 4), а КТМ категорию «должной заботливости». Расхождение в терминах еще более усугубляет проблему правоприменения оценочных категорий.


Обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние означает подготовку судна для определенной перевозки исходя из специфики рейса «Сфера обязанностей перевозчика по приготовлению судна к перевозке является предметом достаточно серьезных противоречий в доктрине и судебной практике … Основные противоречия существуют по следующим вопросам: характер обязательства (обязательство результата либо надлежащего действия); ответственность за действие лиц, которым перевозчик поручил выполнение обязательства по приготовлению судна к перевозке груза; отношение рассматриваемого обязательства перевозчика к законодательным исключениям его ответственности за скрытые пороки судна.»


Перевозчик также несет ответственность за проявление должной заботливости всеми лицами, причастными к приведению судна в мореходное состояние. Однако перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости – скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ). При этом необходимо соблюдение двух условий: во-первых, перевозчик должен доказать, что он проявил должную заботливость о мореходности судна; во-вторых, дефект судна не мог быть обнаружен при проявлении должной заботливости.


В п. 1 ст. 3 Брюссельской конвенции также используется категория «разумной заботливости» Перевозчик обязан надлежащим образом укомплектовать людьми, снарядить и снабдить судно; приспособить и привести в состояние, пригодное для приема, перевозки и сохранения грузов, трюмы, рефрижераторные и холодильные помещения и все другие части судна, в которых перевозятся грузы.


Представляется, что о должной заботливости перевозчика о грузе можно говорить только при наличии двух условий: полной непричастности перевозчика к возникновению вредоносных обстоятельств, событий, явлений, вызвавших несохранность груза; и принятии им всех разумных мер по предотвращению их действия или устранению их последствий.


Изложенное позволяет сформулировать вывод. «Разумная заботливость» перевозчика – активная деятельность профессионального субъекта, имеющего богатый практический опыт в осуществлении морских перевозок, наделенного такими качествами личности, которые позволяют ему не только осознавать и осуществлять свои права, но и прогнозировать ситуацию, а также принципиально относится к исполнению обязанностей.


Проявлением «разумной заботливости» перевозчика является не только соблюдение условий, изложенных в законе, договоре, международных и национальных стандартах и правилах, но и использование приемов и методов, применяемых каждым заботливым и опытным перевозчиком в целях обеспечения безопасности плавания и сохранности груза.