Коносамент как ценная бумага в российском законодательстве.

Актуальность темы: «Коносамент как ценная бумага в российском законодательстве».

Невозможно переоценить значимость коносамента в международных морских перевозках. Закон относит коносамент к открытому перечню ценных бумаг. Напомним, что согласно пункту 1 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации «Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественного права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении». Однако, ряд особенностей коносамента все больше склоняет практикующих юристов относить коносамент к иной категории, нежели ценная бумага. Отнесение коносамента к ценной бумаге в «чистом» виде вызывает скорее определенные сложности в правоприменении, особенно при рассмотрении международных морских перевозок.


История формирования правовой категории коносамента как ценной бумаги в советском праве.

Проблематика поставленных вопросов уходит своими корнями в советское право. Так, «более 40 лет существовали понятие «распорядительные документы на товар» и примерный перечень таких бумаг (ст. 67 ГК РСФСР 1922г.)»1.


С попыткой перехода страны на рыночную экономику потребовались кардинальные изменения в правовой регламентации категории ценных бумаг и в 1991г. в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)2, а именно в главе 4 данное понятие было впервые раскрыто на законодательном уровне. Согласно ст. 37 коносамент – «товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки». Коносамент был отнесен к ценным бумагам. Отнесен он к ценным бумагам и по сей день.


Проблема отнесения коносамента к ценным бумагам.

«...Коносаментом признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки. Коносамент может быть предъявительским, ордерным или именным...»3.


Коносамент как ценная бумага

Какие же особенности имеет коносамент, несовпадающие с категорией ценной бумаги?


Во-первых, исходя из определения ценной бумаги в Гражданском кодексе Российской Федерации, для ее действительности необходимо соблюдение установленной формы документа. Однако, для действительности коносамента в какой форме облечено содержание документа не важно, обязательно лишь наличие необходимых реквизитов коносамента.


Во-вторых, коносамент удостоверяет не просто имущественное право как большинство ценных бумаг в системе российского права, где такое право является универсальным денежным выражением, а является подтверждением более узкого не универсального имущественного права. Коносамент представляется как товарная ценная бумага. «Обозначенная в такой бумаге партия товара не может быть заменена ни деньгами ни другой партией товара того же наименования»4.


В-третьих, коносамент имеет признаки не только имущественных, но и обязательственных правоотношений, присущим договорам. Для ценной бумаги характерны – только имущественные отношения. Так, например, «исполнение требования о выдаче груза по коносаменту может быть обусловлено встречным требованием исполнения держателем коносамента его обязательство по договору морской перевозки (например, оплатой фрахта)»5.


В-четвертых, коносамент – «квазиоборотный» документ. Ценные бумаги характеризуются универсальной оборотоспособностью, однако, коносамент символизирует не деньги, а конкретные вещи. Таким образом, справедливее было бы называть коносамент только товарооборотным документом. Однако, и как товарооборотный документ, коносамент выступает ограниченно. Коносамент не является подтверждением права собственности на товар, поэтому из правомочий собственника позволяет лишь распоряжаться грузом в период морской перевозки. Поэтому справедливо относить коносамент лишь к товарораспорядительным документам. Кроме этого, оборотоспособность коносамента ограничивается в зависимости от вида. Так, выделяются именной, предъявительский и ордерный. Именные коносаменты, не подлежат дальнейшей перепродаже. Оборот возможен лишь в рамках уступки права требования по договору цессии. К счастью, данный вид обычно используется при транспортировке некоммерческих грузов или антиквариата. Предъявительский коносамент передается «без выполнения каких-либо формальностей, всякий держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза. Предъявительские коносаменты опасны в обороте и используются редко»6. Ордерный коносамент («по приказу») самая популярная разновидности коносамента, но и здесь оборотоспособность ограничена в зависимости от вида индоссаментной надписи.


Кроме коносамента есть и иные документы, включенные в перечень ценных бумаг с товарным содержанием, например, ряд складских документов, предусмотренных ст. 912, ст. 913 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, бумажным символом товара является «коносамент морского перевозчика и документ оператора на смешанную перевозку. Большая часть других распорядительных бумаг товар не «представляет» и не «олицетворяет»»7. При этом, согласно пункту 3 ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации законом приравнивается передача товарораспорядительной бумаги к факту передачи указанного в ней товара.


Также отдельно следует упомянуть о том факте, что коносамент может быть составлен в нескольких экземплярах. Оговорка о количестве является обязательным реквизитом документа. Правда коносамент с отметкой «копия», не имеет юридической силы.


Резюмируя, можем сделать вывод, что коносамент соединяет обязательственные и имущественные отношения, является выражением уникального груза «на бумаге». Передачей коносамента возможно осуществить распоряжение грузом в период морской перевозки.


Следует сказать, что в российском праве коносамент рассматривается не так, как в других станах. И имеет существенные отличия в правовой природе и толковании. Российский подход свойственен лишь ряду стран римского права. Английское право, признает коносамент полуоборотным документом, а в немецком и швейцарском праве полагают, что «недостаточно одного признания в бумаге фата получения вещи. Необходимо сочетание этого факта со словами, выражающими обязательство выдать вещь. О приравнивании бумаги к вещи речь может идти при наличии целого ряда предпосылок…»8. Различные толкования и правила применения коносамента в разных странах, несомненно, вызывают необходимость анализировать данную правовую категорию в каждой морской перевозке исходя из выбранного применимого права.


Не смотря на отличия в толковании, коносамент успешно справляется со своей задачей. Именно коносамент в период длительных международных морских перевозок стал с конца XIX века тем инструментом, который сделал возможным коммерческий оборот груза в пути.




1 Кокин А.С. Международная морская перевозка груза. 2-е издание. Инфотропик Медиа. 2012г. С. 488.
2 "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. от 26.11.2001)//СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_972/ (дата обращения 21.06.2017г.)
3 Гражданский кодекс. Модель. Рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств. Часть первая> (Принят в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) из информационного банка "Международное право" // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/konosament/ (дата обращения 21.06.2017г.)
4 Шутенко В.В. Коносамент. Ответственность морского перевозчика. Коммерческая работа на морском транспорте (теория и практика). г. Санкт-Петербург. 2007г. С. 6
5 Шутенко В.В. Там же. С. 7
6 Шутенко В.В. Там же. С. 8
7 А.С. Кокин А.С. Там же. С. 491.
8 А.С. Кокин. Там же. С. 491.