Юридическая безопасность морских перевозок. 10 фатальных ошибок.

Морские перевозки наиболее востребованы в международной практике. Прямо скажем, морские перевозки по стране встречаются редко. В связи с чем, специалист по морскому праву вынужден владеть не только нормами российского права, но и зарубежного права, знать стандарты, правила, условия, оговорки и прочие нюансы без которых не обходится ни одна сделка. Тем не менее до судебных разбирательств иногда доходят дела, когда одна из сторон правоотношений допускает грубую неосмотрительность, которая влечет огромные убытки. Побудить к этому могут доверительные отношения между партнерами, иногда обмен с заинтересованностью, но и не исключение – некомпетентность лиц, участвующих в принятии решений. Разберем 10 фатальных ошибок в морских перевозках.


1. Наиболее часто встречаются в торговом мореплавании сделки с условиями поставки CIF, а расчеты - по аккредитиву. Правилами ИНКОТЕРМС 2010 предлагается к использованию и ряд других форм, однако, было бы крайней степенью неосторожности сопротивляться отлаженной схеме перевозок, навязать нестандартную форму оформления правоотношений. Следует «плыть по течению» и просто корректировать те или иные документы в интересах компании.


2. Для сопровождения взаиморасчетов международных морских перевозок следует выбирать только надежные первоклассные банки. Грубой ошибкой было бы доверять банку с низким рейтингом с целью экономии расходов.


3. Существенный риск остаться без денег – согласиться на открытие отзывного аккредитива для оплаты груза. Такой аккредитив может быть просто отозван, т.е. закрыт без согласования такого действия со стороны бенефициара. А вся суть в приставке БЕЗ-, поэтому безотзывной аккредитив наиболее разумный выбор. По поводу безотзывного непокрытого аккредитива нет особых сомнений в оплате, поскольку в этом случае денежные средства фактически плательщик берет в кредит в банке. Для бенефициара данный нюанс особенных рисков не несет, а такой вариант использования банковских средств является частой международной практикой.


4. В документообороте международных морских перевозок первостепенное значение имеет точность в описании груза. Груз описывается первоначально в заявлении отправителя, затем отражается в штурманской расписке сразу после погрузки и далее отражается в коносаменте. Описание должно точно совпадать, в противном случае в зависимости от условий есть риск неоплаты по аккредитиву. Поскольку большинство банков используют правила и обычаи для документарных аккредитивов, разработанных Международной Торговой Палатой (I.C.C.), стоит данное условие соблюдать. Капитан корабля может указать по своему усмотрению оговорки о любых характеристиках груза. Лишь некоторые не влияют на «чистоту» коносамента. Подробнее о проблемах «чистого» коносамента: Чистый коносамент. Часть 1. Чистый коносамент. Часть 2. В вкратце, если коносамент содержит оговорки, которые препятствуют оплате по аккредитиву, бенефициар оплату не получит. Поэтому крайне важно согласовать черновик между грузоотправителем и перевозчиком, а также с банком и грузополучателем, при наличии каких-либо оговорок.


Юридическая безопасность морских перевозок

5. В выпуске коносамента важна подпись. В силу закона (ст. 144 КТИ РФ) капитан уполномочен пописывать коносамент от лица перевозчика без доверенности. При подписании документа иным лицом важно помнить что агент, не всегда наделен такими полномочиями. Например, линейный агент, обычно имеет такие полномочия исходя из агентского договора, а трамповый агент – не имеет. Формально лицу можно передать право подписания по доверенности. По не коносамент, но и содержание доверенности подлежит анализу в банках и т.д., в связи с чем лишнего передоверия лучше избегать. Поэтому коносамент рекомендуется подписывать капитану во избежание лишних проблем и вопросов. Банк несет риск неправильного исполнения акредитива, соответственно он очень тщательно подходит к проверке документов.


6. Нельзя выдавать коносамент до окончания погрузки груза. Это очень рискованное для перевозчика действие. Коносамент является самым весомым доказательством по погрузке на корабль всей партии груза. Ни одно соглашение о предстоящей погрузке груза между грузоотправителем и перевозчиком не может приравниваться к погрузке груза. Выпуск коносамента до окончательной погрузке является обманом и фактически означает выпуск в оборот необеспеченной ценной бумаги, ну и, естественно, все риски ложатся на перевозчика.


7. Фатальной ошибкой является – отсутствие страховки. Хоть страховой полис и является неотъемлемой частью коносамента, тем не менее, к вопросу страхования перевозки следует отнестись со всей серьезностью. Выбор правил страхования и страховой компании не менее важный вопрос, чем выбор банка.


8. В коносамент часто вносятся несвойственные ему реквизиты: номер аккредитива, номер счета и т.д. Относимость всех документов к одной сделке – важный этап в проверке документов банком. По номерам это сделать намного проще и быстрее, чем по формальным признакам, однако именно в номерах чаще всего допускаются ошибки.


9. Также следует понимать, что банк проверяет только документы по сделки и не контролирует прием и погрузку груза, условия перевозки и т.д. При наличии правильно оформленных документов, банк производит перечисление денежных средств, а все риски несет перевозчик в случае отражения в документах некорректной информации по перевозке. Крайне важно, что сделка оплачивается не после физической доставки товара и передачи его во владение покупателю, а против предъявления коносамента. В этом суть коносамента как ценной бумаге. Подробнее об этом «Коносамент как ценная бумага».


10. Выдача груза без предъявления коносамента - очень грубое нарушение договора морской перевозки. В английском праве такое действие рассматривается как присвоение груза. Груз должен выдаваться против оригинала коносамента. Наличие оригинала коносамента у перевозчика подтверждает надлежащую выдачу груда, иных подтверждений не требуется. Бремя доказывания обратного в этом случае возлагается на грузополучателя.


Казалось бы, все описанные ошибки очевидны, но, тем не менее, каждая из них встречается в судебной практике.