Порядок проведения проверки по №294-ФЗ: помощь руководителю.

Проверки в организациях всегда вызывают определенный стресс и определенный ступор в работе предприятия.


Сама процедура проверки организации надзорным органом строго регламентирована законом. И не всегда проверяющий соблюдает установленный порядок. В данной статье будут рассмотрены наиболее острые проблемы при проведении тех видов проверок, которые предусмотрены Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Под действие закона подпадают преобладающее большинство видов проверок, например, государственного-пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, проверки органами метрологического контроля, ветеринарный контроль и многие другие, однако, не входят налоговый контроль, валютный контроль, таможенный контроль и др. Поэтому в первую очередь необходимо понимать вид проверки: плановый или внеплановый, а также базовые нормативные акты, которыми регулируется проверка.


Итак, разберем пошагово порядок проведения проверки:


1. Уведомление о проведении проверки.

Уведомление о проведении проверки – первое, что должно поступить в организацию непосредственно перед ее проведением. Уведомление о проведении плановой проверки должно быть направлено заблаговременно и получено руководителем организации не позднее чем за 3 дня до начала проверки. Уведомление в большинстве случаев направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Во внеплановых проверках уведомлять не должны. В случае повторной проверки после выдачи предписания уведомление организации должно произойти за 24 часа любым доступным способом. Отсутствие уведомления в случае плановых проверок – является существенным основанием для обжалования решения по результатам проверки.


Расчетный счет

О проведении плановых проверок возможно узнать заблаговременно. Планы проверок формируются ежегодно и найти организацию возможно в списках. План проверок каждый год, не позднее 31 декабря публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ (ст. 2, ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".


Плановые проверки по общему правилу должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. А в период 2016-2018г.г. в качестве антикризисной меры в стране введены «надзорные каникулы» для микропредприятий и малых предприятий с количеством работников не более 15 чел. и выручкой не более 60 млн. руб. в год, за исключением предприятий, которые за 3 последних года привлекались за грубые административные нарушения.


Внеплановые проверки могут проводиться на основании жалобы потребителя о нарушении прав, на основании приказа руководителя надзорного органа, согласно поручениям Президента РФ, Правительства РФ, Жалоба или информация СМИ об угрозах жизни и здоровья людей, животных, памятников архитектуры, безопасности государства и ЧС, и последний случай – истечение срока исполнения ранее выданного предписания, т.е. была проведена проверка ранее, выявлены нарушения и выдано предписание на устранения в указанный срок, по истечению указанного срока проверка в обязательном порядке проводится повторно. Следует отметить, что основанием для внеплановой проверки служит жалоба, с которой проверяемая организация может ознакомиться. Анонимная жалоба не может служить основанием для проведения проверки, это регламентировано п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ.


2. Документы должностного лица перед поверкой.

Любая выездная проверка может осуществляться только в присутствии руководителя или уполномоченного лица. Работникам организации не позволительно «плясать под дудку» проверяющих органов. Это не только не отвечает интересам организации, но и не соответствует закону. Без руководителя возможно проведение проверки при наличии причинения вреда жизни и здоровья граждан, животных, вреда окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности страны и чрезвычайных ситуаций.


Должностное лицо, осуществляющее проверку, должно предъявить служебное удостоверение (всегда с фотографией), а также приказ или распоряжение на проверку. Следует обратить внимание и сравнить сведения, указанные в документах. Обязательно в распоряжении должно быть указано должностное лицо, которое явилось. Кроме этого, копию распоряжения или приказа под роспись вручают руководителю проверяемой организации.


Распоряжение или приказ на проведение проверки в обязательном порядке должно быть: наименование органа государственного или муниципального контроля, ФИО и должность уполномоченного лица на проведение проверки, Наименование проверяемой организации, предмет проверки (цели, задачи) и сроки проведения; основания проверки; перечень проверочных мероприятий; перечень нормативных актов, которыми руководствуется проверяющий, даты начала и окончания проверки.


Типовые случаи проведения незаконных проверок:


  • Предметом проверки в соответствии с распоряжением было, например, соблюдение контрольно-кассовой дисциплины, а по факту должностное лицо проверяло иные аспекты ведения деятельности компании, кде выявило недостатки и наложило штраф. В случае если штраф был наложен за отсутствие сертификатов, когда предметом проверки было только соблюдение контрольно-кассовой дисциплины, можно утверждать о незаконности процедуры и об основании для оспаривания решения по результатам проверки. Проверку не могут проводить по вопросам более широким, чем указано в распоряжении или приказе о проведении проверки.

  • По-прежнему встречаются распоряжения или приказы о проведении проверки ряда предприятий или торговых точек, расположенных в одном торговом центре или на одной улице. Такие приказы или распоряжения является не законными. Документы на проверку должны носить индивидуально-адресных характер. Массовые проверки с указанием тех или иных ориентиров законом не предусмотрены.

  • Несоблюдение установленного законом порядка уведомления организаций о проведении проверки.

Последствия не соблюдения должностным лицом, осуществляющим проверку, процедуры, установленной законом. Если проверяющий произвел проверку при отсутствии оснований для ее проведения, при отсутствии приказа или распоряжения, а также иных нарушений, к нему могут быть применены меры административного штрафа или дисквалификация на срок до одного года.


3. Оформление акта проверки.

Акт по результатам проверки составляется в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается поверяемой организации или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация, которая обязательно должна содержаться в акте: дата, время, место составления, наименование надзорного органа, дата и номер распоряжения/приказа, фио и должность лица, проводившего проверку, наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя, ФИО руководителя организации, дата, время, место, продолжительность проверки, сведения о результатах проверки, выявленные нарушения, о лицах, допустивших нарушения, сведения об ознакомлении проверяющего с актом или об отказе, подпись должностного лица, проводившего проверку.


Если с актом проверяемый не согласен, его все равно подписывать нужно, при этом следует указать «С актом проверки не согласен». После чего в течение 15 дней с момента вручения акта можно направить в вышестоящие органы возражения на акт проверки.


После данного этапа заполняется журнал учета проверок, где должен после заполнения всех граф журнала расписаться проверяющий. В случае отказа в графе «подпись должностного лица, осуществившего мероприятия по контролю», написать «от подписи отказался» и заверить отказ подписью двух свидетелей.


Расчетный счет

Если нарушений по результатам проверки не выявлено, на этом проверка считается оконченной. Дальнейший ход проверки при выявлении нарушений по ее результатам мы рассмотрим в статье Административная ответственность руководителя: порядок привлечения.