Открытие расчетного счета организации.

Обязанность юридического лица иметь расчетный счет.

Юридическое лицо это организация, которая владеет имуществом, несет ответственность по своим обязательством, выступает истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо обязано иметь расчетный счет, а индивидуальный предприниматель не обязан, открывать или нет расчетный счет, предприниматель выбирает самостоятельно, закон такое право предоставляет.


Для открытия расчетного счета, организации необходимо соблюсти определенные нормативные требования, предусмотренные законом, а также условия банка, который будет осуществлять открытие расчетного счета и последующее расчетно-кассовое обслуживание.


Расчетный счет

Большинство императивных условий предъявляемых к юридическим лицам для открытия расчетного счета едины у всех банков. Первоначально необходимо предоставление оригиналов базовых учредительных документов, а далее, исходя из особенностей открытия счета конкретной организации возможно потребуется предоставление дополнительных документов или выполнение каких-либо процедур.


Основной перечень документов для открытия расчетного счета юридическому лицу.

Все, нижеперечисленные документы предоставляются в банк в виде оригиналов и копии. Иногда копии изготовляют сотрудники банка непосредственно в момент обращения или сканируют.


  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
  2. Свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица (ИНН);
  3. Устав юридического лица в действующей редакции, также изменения в устав, если есть;

  4. Для впервые зарегистрированной организации единственным документов по данному пункту будет Устав. Он должен быть прошит, пронумерован, соответствовать требованиям законодательства предъявляемым у уставу, и обязательно зарегистрирован в ФНС по месту нахождения организации, что подтверждается соответствующим штампом и подписью регистратора. Если организации существует продолжительное время и вносила изменения в устав, то необходимо предоставить первоначальный устав и все изменения в устав, каждые из которых прошли регистрацию, прошиты и пронумерованы. А в случае, если на регистрацию была представлена новая редакция устава при регистрации изменений – то в банк предоставляется последняя (новая) редакция устава, а предшествующие редакции устава – не требуются.


  5. Лист(ы) записи в ЕГРЮЛ (Свидетельства) о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

  6. Лист записи (Свидетельство) – документ подтверждающий внесение регистрационной записи в ЕГРЮЛ. Листы записи о внесении изменений, вносимых в учредительные документы, предусматривают изменение устава.


    Лист записи (Свидетельство) о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, предусматривает изменение сведений о фирме, руководителе и проч., которые не отражены в учредительных документах, в уставе.


  7. Сведения о финансовом положении организации;

  8. Это один из основных пунктов для открытия счет, однако, ели юридическое лицо вновь созданное и открытие счета впервые происходит сразу после регистрации, он пропускается.


    Для действующих организаций больше года, требуется предоставление годовой бухгалтерской отчетности, исходя из системы налогообложения (бухгалтерский баланс/отчет о финансовом результате/налоговые декларации). Документ предоставляется с отметкой о принятии налогового органа иили в случае отправки отчетности почтой – квитанция об отправке заказной корреспонденции и опись вложения или же копии квитанции о приеме налоговой декларации и(или) копии извещения о вводе сведений, указаны в налоговой декларации (при передаче в электронном виде).


    Если с момента создания организации прошло меньше года, но выбранная система налогообложения предусматривает поквартальную сдачу отчетности – предоставляются покравтральные отчеты с подтверждением сдачи отчетов в ФНС.


    Крайне редко, в особых случаях, может быть истребована справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, аудиторское заключение, сведение об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о банкротстве и т.д.


  9. Протокол общего собрания учредителей (при наличии двух и более учредителей) или решение единственного участника о создании общества;
  10. Протокол общего собрания учредителей (при наличии двух и более учредителей) или собрание (заседание) уполномоченного органа организации или решение единственного участника об избрании, назначении руководителя (руководителей)
  11. Лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию/членству в саморегулируемых организациях, а также лицензии, которые имеют отношение к правоспособности клиента заключать договор обслуживание банковского счета соответствующего вида (брокерская деятельность, деятельность по работе с ценными бумагами, негосударственные пенсионные фонды и т.д.);
  12. Приказ о вступлении в должность руководителя (руководителей);
  13. Документы (выписки) из внутренних документов, подтверждающие назначение на должность и полномочия лиц, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати на распоряжение денежными средствами на счете с правом подписи (доверенность, приказ и проч.);
  14. Документы, удостоверяющие личность лиц, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (паспорт);
  15. Документы, подтверждающие фактическое местонахождение организации по юридическому адресу.

Открытие расчетного счета

Банки нередко ведут выездную проверку фактического местонахождения организации. Так, например, в выписке из ЕГРЮЛ может быть один адрес, а находится организация фактически может по другому адресу. В этом случае банк имеет право отказать в открытии расчетного счета. Данные мероприятия направлены на противодействие отмыванию доходов, минимизации фирм однодневок и выявление адресов массовой регистрации юридических лиц. Процедура себя оправдывает, однако далеко не каждых банк может себе позволить выездную проверку местонахождения потенциального клиента банка. Зачастую банк требует предоставить документы подтверждающие местонахождение юридического лица по адресу, который указан в учредительных документах. Это может быть, свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (нежилое помещение), выписка из ЕГРП о регистрации права на недвижимое имущество (нежилое помещение), договор аренды (субаренды) и копия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости или выписка из ЕГРП, заверенная собственником или нотариально. Забегая вперед, следует сказать, что подтверждение своего местонахождения перед банком процедура ежегодная, поэтому куда проще и выгоднее располагаться по адресу, указанному в учредительных документов.


Документы предоставляемые банку при наличии иностранного элемента в организации.

Дополнительно к вышеперечисленным документам при наличии нерезидента в комании, банк потребует доказательства легитимности местонахождения на территории РФ. Следует отметить, что данный перечень документов открытый и предоставляется в банк, если руководитель, учредитель, бенефициарный владелец, и иное лицо, уполномоченное управлять счетом, или же уполномочено принимать решение в организации, имеющее значение для банка. Документы на иностранном языке, подлежат нотариально заверенному переводу на русский язык, также в некоторых случаях может потребоваться отметка апостиля. Итак, если нерезидент физическое лицо дополнительно необходимо:


  1. Документы, удостоверяющие личность (паспорт или другой документ);
  2. Документы, подтверждающие легитимность нахождения нерезидента на территории РФ: миграционная карта (дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания), иной документ подтверждающий право на пребывание (проживание ) в РФ.

Если нерезидент представлен юридическим лицом – требуется выписка из торгового реестра с отметкой апостиля и нотариально заверенным переводом на русский язык. Дополнительно могут потребоваться и иные документы юридического лица нерезидента, исходя из внутренних положений конкретного банка.


Документы, предоставляемые банку для открытия счета филиалу или обособленному подразделению юридического лица.

Итак, для открытия счета обособленному подразделению или филиалу юридического лица помимо вышеперечисленных документов юридическое лицо предоставляет в банк:


  1. Положение о филиале/обособленном подразделении;
  2. Уведомление о постановке на налоговый учет;
  3. Документы, подтверждающие полномочия по распоряжению счетом, на руководителя филиала/обособленного подразделения (при наличии полномочий);
  4. Документ удостоверяющий личность на руководителя филиала/обособленного подразделения юридического лица.

Документы, оформляемые у нотариуса.

Данный перечень документов довольно часто можно заверить в банке, но не в каждом. В большинстве случаев это услуги платные, в соответствии с тарифами банка. Если выбранный банк такую услугу имеет – рекомендуем заверить все непосредственно в банке, у нотариусов часто хуже условия и сервис, а тарифы выше.


  1. Карточка с образцами подписей и оттиском печати;
  2. Большинство учредительных документов, указанных в базовом первом перечне банк может заверить самостоятельно, а может потребовать нотариально заверенную копию.

Документы, оформляемые в банке.

В данный перечень входят документы, необходимые для открытия расчетного счета, которые заполняются в момент обращения и(или) по форме банка.


  1. Заявление на открытие счета, подписанное руководителем. Руководителем является единоличный исполнительный орган, согласно учредительным документам, или уполномоченным представитель организации, на основании доверенности. Заявление скрепляется оттиском печати юридического лица;
  2. Договор на расчетно-кассовое обслуживание банковского счета в двух экземплярах. Обычно подписывается такой договор на каждом листе, на последней странице проставляется оттиск печати;
  3. Опросный лист клиента;
  4. Карточка с образцами подписей и оттиском печати, если карточка не заверена нотариально, а сотрудник банка наделен полномочиями их заверять;
  5. Соглашение о возможных сочетаниях подписей лиц, наделенных правом подписи. Составляется при необходимости, обычно в двух экземплярах;
  6. Анкеты физических лиц, имеющих право распоряжаться счетом;
  7. В случае предоставления пакета документов для открытия счета представителем организации, не руководителем, предоставляется доверенность и документ удостоверяющий личность на представителя. Форму такой доверенности обычно разрабатывает банк;
  8. Анкеты на выгодоприобретателей: для выгодоприобретателя физического лица, для выгодоприобретателя юридического лица, для выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.

Документы, необходимые для открытия счета юридическому лицу, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации.

Помимо перечисленных документов в банк предоставляются:


  1. Учредительные документы управляющей организации;
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица управляющей организации;
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учет управляющей организации;
  4. Свидетельство или лист записи в ЕГРЮЛ о внесении изменений, вносимых в учредительные документы, также Свидетельство или лист записи в ЕГРЮЛ о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы управляющей организации;
  5. Договор о передаче полномочий управляющей организации;
  6. Протокол общего собрания учредителей/ собрания (заседания) уполномоченного органа управляющей организации или решение единственного участника об избрании/назначении руководителя управляющей организации.

Документы, для открытия счета юридическому лицу, ведение бухгалтерского учета которого передано сторонней организации.

Помимо перечисленных документов в банк предоставляют:


  1. Приказ о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета;
  2. Договор о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета.

Для открытия счета акционерных компаний дополнительно предоставляется реестр акционеров общества (срок действия – 30 дней); для открытия счета микрофинансовой организации предоставляется информационное письмо в произвольной форме в части наличия у организации утвержденных Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и назначенного специального должностного лица, ответственного за их реализацию.


Открытие второго и последующего расчетного счета в том же банке обычно требует минимального пакета документов: заявление на открытие расчетного счета, договор на расчетно-кассовое обслуживание. Если лица, уполномоченные управлять счетом – те же, то и карточка не требуется, в уже существующую карточку образцом подписей вписывается дополнительно номер расчетного счета и все. При отличии круга лиц, уполномоченных подписывать платежные документы требуется новое оформление карточки с образцами подписей и оттиском печати. При необходимости оформляют соглашение о возможных сочетаниях подписей лиц, наделенных правом подписи.


Несмотря на то, что казалось бы рассмотрены все возможные варианты открытия расчетного счета юридического лица, тем не менее , при рассмотрении документов, представленных клиентом для открытия счета, банк ом могут быть истребованы дополнительные документы, которые не были ранее упомянуты.